Двое ученых, Эльза и Клайв, пренебрагая
морально-этическими категориями и уголовным кодексом, синтезировали ДНК
человека и животного. В результате эксперимента на свет появилась
девочка, впоследствии ставшая женщиной-химерой. С ней у создателей
обнаруживается особая связь, грозящая им смертельной опасностью.
Очень приятно увидеть такое эмоциональное и драматическое кино там,
где ожидаешь какого-нибудь триллера в стиле "Особи".
Фильм "Химера" очень конкретный и даже экзистенциальный - ты сразу
начинаешь проводить параллели и применять все это к себе. Вначале ты
ставишь себя на место главных героев и думаешь: а как бы я поступил на
их месте? Потом начинаешь задаваться вопросом: "А что будет, если..." в
ситуации с твоим ребенком или твоей собакой, или даже с твоим другом.
Ведь в этих отношениях мы тоже стремимся занять место Господа Бога,
хотим контроля и подчинения, которые получаем очень редко и то на
короткое время.
Итак, есть пара относительно молодых ученых, муж и жена, Клайв и
Эльза, которые работают на не очень, скажем так, успешную корпорацию. Их
задача синтезировать белок, который бы повысил какие-то показатели у
скота. То ли надои, то ли прирост мяса, неважно. Они идут к цели
интересным способом - методами генной инженерии получают двух существ
нового вида, таких гусеницееобразных довольно отвратных тварей мужского и
женского пола, которых называют Джинджер и Фред. По мыслям ученых
следующим этапом является изучение этих тварей и клонирование новых,
поскольку совершен в общем-то научный прорыв, но у корпорации более
приземленные задачи - синтезировать именно этот белок, который сразу же
можно продавать. Таким образом после достигнутой победы у Клайва и Эльзы
жестко и под корень обрезают крылья.
Клайв в целом смиряется, но не Эльза. Она уговаривает его в тайне
клонировать новое существо, добавив человеческий геном к мешанине из ДНК
различных животных. Схема обычная: давай только получим оплодотворенную
яйцеклетку и сразу уничтожим, потом давай дождемся рождения и уничтожим
и так до самого конца в буквальном смысле, когда становится уже поздно
для всех.
И вот они получают существо женского пола. Оно, конечно же, шедевр в
своем роде - сочетание отвратительных и милых черт. Поначалу это то ли
кролик, то ли тушканчик с повадками птицы и птичьим же щебетом. Довольно
быстро тушканчик превращается в очаровательную девочку, но ноги у нее -
коленками назад и есть длинный хвост, как потом выясняется с хорошим
жалом на конце.
Если поначалу Эльзой двигал только научный азарт, то при виде
новорожденного существа на первое место вышел нерастраченный материнский
инстинкт. Своего ребенка-то она завести так и не решилась, озабоченная
научной карьерой. Ведомый ею Клайв постоянно порывался уничтожить
существо, вплоть до момента, когда оно уже превратилось в эту самую
очаровательную девочку с пухлыми детскими ручками. Однако выживаемость
существа, которое на этом этапе уже показало наличие практически
человеческого интеллекта, оказалась на высоте.
После неудачного утопления, роли начинают меняться. Клайв тоже
проникается к существу, которое само взяло имя Дрэн, пока только
отцовскими чувствами. И вот два интеллигента становятся самыми любящими
родителями этой бомбы замедленного действия. Они готовы защищать свое
творение от всего мира. Однако ученая степень не спасают их от
стереотипов - они видят в этом кошмарном существе свою дочь и ждут от
нее чисто человеческого поведения. Дрэн же очень быстро им показывает,
что она не человек.
Фильм "Химера" снят очень лаконично и сильно, режиссер очень четко
строит мизансцены и за их счет делает логичными самые казалось бы
нелогичные действия своих героев. Чего стоит хотя бы сцена с
утоплением, в которой акцент сделан на пухлые детские ручки. Или сцена
секса между Клайвом и Дрэн. Ученый муж, вроде бы не замеченный в
извращениях, легко идет на поводу у кошмарной твари. Почему? И не стоит
тут считать это нонсенсом, все укладывается в логическую цепочку, сильно
бьет по нервам и наводит на определенные мысли. Например, о
несовершенстве и слабости человеческой морали, вернее о конфликте
моральных ценностей и звериных инстинктов.
Рассуждать об это фильме можно очень долго, повторяю, режиссеру
удалось сделать его на редкость многослойным и емким. Причем безо
всякого морализаторства и рассусоливания. Просто показана конкретная
ситуация, пусть выдуманная, но имеющая право на существование. Ситуация,
в которой перед человеком неизбежно встает выбор, как относится к
своему творению. Если человек хочет занять место Господа Бога, то ему
следует задуматься, а обладает ли он такими же по масштабу силами и
властью, а самое главное - интеллектом. И он очень быстро придет к
выводу, что не обладает. Поэтому в конфликте с любым своим творением
проиграет. А если победит, но понесет слишком большие жертвы. И победа
эта будет пирровой.